Наказание и поощрение являются самыми распространенными методами воспитания детей.
Неадекватность их использования может привести к возникновению у детей искажения восприятия эмоциональной информации, что послужит основой формирования невротического поведения.
Дошкольников, в основном, наказывают за «плохое» поведение, наказания школьников 10-11 лет обычно связаны с невыполнением обязанностей, учебой или ссорами с братьями и сестрами. Большинство родителей наказывает за «непослушание» за то, что «не прислушивается к советам взрослых и не выполняет их», за то, что «не делает то, что я ему говорю». Таким образом, проявление самостоятельности и свободы выбора ребенка, наказуемо.
При этом у большинства детей наблюдается алекситимия, то есть неспособность выражать словами свои чувства. Это явление лежит в основе развития психологического конфликта. Наличие алекситимии у родителей ведет к возникновению ее у детей. Раннее ее выявление позволит провести профилактические мероприятия, обучающие ребенка осознавать собственные переживания, что поможет ребенку в будущем.
В семьях с приемными детьми проблема адекватности наказаний и поощрения, а также использование единого «эмоционального словаря» стоит очень остро. При сопровождении замещающих семей специалистами Социальной поликлиники используются групповые форма работы, на которых принимающие родители обучаются ненасильственным формам поведения в процессе воспитания ребенка. Параллельно дети на занятиях с психологом осваивают базовые эмоции, учатся различать их и справляться с ними. На совместных занятиях и с помощью домашних заданий семьи отрабатывают и закрепляют полученный материал.
Если Вам нужна квалифицированная помощь в вопросе воспитания, обращайтесь
в Социальную поликлинику по адресу: здание бывшей детской больницы, 2 этаж.
Отделение социального сопровождения опекаемых семей
Телефон для справок: 2-24-65, 2-57-43 |